Жизнь и музей.

Вчера были в Пушкинских Горах. Сегодня продолжили обсуждать то, что увидели. Природа в бывшем имении семьи А.С. Пушкина в Михайловском и сейчас завораживает. Можно себе только представить, что было в конце 30-х гг. XIX века, когда А.С. Пушкин писал там свой роман в стихах «Евгений Онегин». Для поэта время, прожитое в родовом имении его матери, было самой настоящей ссылкой, заточением, так как он был отлучён от поэтической элиты и выездов в свет. Находясь в этом месте, любуясь природой, воссоздавая картины живой, пусть и крепостной, крестьянской жизни имея яркие представления о сегодняшнем городском и крестьянском укладах жизни и имея примерные представления о городском и деревенском укладах жизни в прошлом, начинаешь более прицельно и осмысленно задумываться, за что же так держался великий поэт в столичном образе жизни? Ответ простой и сложный одновременно: за жёстко внедрённую систему ценностей в такие страстные натуры как он. Куртуазные романы, дуэли, карточные игры, зажигательные салонные вечера, выезды в театры — всё это и многое, многое другое распаляло и разжигало и без того страстную душу поэта. Несмотря на то, что и в Михайловском А.С. Пушкин продолжал трудиться, это не был смиренный труд. Это было перетерпливание с беспрестанным ожиданием окончания ссылки. В прошлом имение Михайловское было наполнено жизнью. Нынче это музей. Нам с малолетства прививали понятие ценности таких мест как музей и театр. И с раннего детства многие из нас постоянно ходили по музеям и театрам, а также ездили на многочисленные экскурсии и с родителями и со школой. Но музей, как бы ярко и зажигательно не рассказывал экскурсовод и событиях минувших дней, так и остаётся музеем, где все предметы, которые зачастую даже непонятны, так как давным-давно превратились в архаизмы и историзмы, нельзя трогать и использовать. По сути это высокоорганизованное пространство уже утерявших смысл вещей, своего рода кладбище или могильник. И многие даже музейные работники это уже понимают, прикладывая силы, сделать экспозиции интерактивными и наполнить их психологизмом. Но повсеместно это сделать никак не удастся. И получается, что изучение биографии А.С. Пушкина, который был столь страстной натурой, проходит в местах, которые не могут передать весь колорит и особенности этого типа. Мы приходим туда, где сбор мёртвых вещей выдаётся за нечто самое ценное и самое главное. Но в состоянии ли эти мёртвые вещи при таких сознаниях как у нас хотя бы перенести нас в тот период? Увы нет. Кто-то считает, что музеи необходимы как воздух, кто-то пересмотрел свою точку зрения. Что дают Вам музеи в современном образе жизни — решать каждому из Вас самостоятельно.

Читайте также...

2 комментария

  • Настенька, прочитала наблюдение и подумала о том, что ценности, которые распаляли и разжигали страстные души во времена Пушкина, в современном мире настолько развились, пустили корни и дали свои плоды, что сейчас у многих без всего этого и жизнь не мила, или вообще зря прошла, если не было тусовок, вечеринок и т.д.
    А о том, чтобы смиренно трудиться все и знать забыли..

    • Маша, всё именно так. Произошли мощные изменения на рынке услуг в той части, которая называется: продажа страстей и покупка/потребление страстей. Потребление страстей — неотъемлемейшая часть нашего современного образа жизни. И попробуй их не попроизводи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *