Яблочный Спас.

Сегодня со своей знакомой беседовала про Яблочный Спас. Она мне сказала, что праздник относится к Богородичным и название Яблочный Спас вторично. У неё в сознании смешались двунадесятые праздники, к которым относится Преображение Господне отсюда и одно из названий Яблочного Спаса Спас на Горах (имеется в виду гора Фавор), и праздник, имеющий непосредственное отношение к праздникам Богородицкого цикла, а именно Успеньё Пресвятой Богородицы, который празднуется через 9 дней после Преображения, а именно 28 августа. Моё внимание в данной ситуации привлекла её точка зрения по поводу того, что понятие Яблочного Спаса вторично, а что-то другое, о чём она запамятовала, первично. Но связь с каким-то христианским праздником в её сознании существует. Получается, система христианских праздников для многих людей первична, а система праздников, предшествующих христианскому календарному мировоззрению вторична, и является совершенно наносной, присовокуплённой. Хотя, достаточно многим людям известен такой способ внедрения новой информации: присоединения её к той, которая была до этого с постепенным замещением первой. И название Спас на Горах очень чётко указывает на слияние двух традиций в рамках названия праздника. Замечу, что и само понятие «Спас» глубоко дохристианское. Так как со школьной скамьи к понятию язычества у нас выработали отрицательное отношение, а понятие ведической традиции вошло в общекультурный обиход много позже, так и закрепилось, что понятие «язычество» при его упоминании вызывает предвзятое отношение, а понятие «ведичество» было неизвестно, понятие же «магия» было заклеймлено. И ничего не оставалось как принять то, что предложила христианская традиция. А учитывая, что с 1917 года после того, как провозгласили атеизм, души людей к 1991 изголодались хоть по какой-нибудь духовной традиции, то традиция христианской церкви, которая была подвергнута долгие десятилетия очень мощному гонению, явилась для многих душ, уже успевших подзасохнуть или высохнуть, живительной влагой. Образы Спасов очень любопытны и в своей поступенчатости. Они отражают в себе процесс створаживания материи. От Медового Спаса, который также имеет название Спас на Водах с его тягучим льющимся мёдом (не водой, но и не твёрдой материей) к Яблочному (или Виноградному) Спасу или Спасу на Горах, Спасу на Воздусях, а далее к Хлебному Спасу или Ореховому Спасу, или Холщёвому Спасу, Спасу на Полотне. И получается, что в праздничной триаде Спасов мы видим, как происходит створаживание материи от более жидкой, мёда, до более плотной зерна, ореха, хлеба, полотна. Яблоко занимает среди этой цепи среднее звено. То есть это нечто среднее между более жидким и уже оплотнённым. Яблоко ведь плотное и в то же время мягко-сочно-водянистое. Образ яблока в мифологии очень любопытен. С одной стороны, яблоко как плод познания добра и зла, который вкусили Адам и Ева, предложенное им змеем, но которое могло быть и не яблоком, а также яблоко раздора в Троянской войне. В современном мире логотип надкушенного яблока как символа грехопадения взяла фирма Apple, разработавшая модели айфонов. С другой стороны, мы знакомы с календарём друидов, где яблоне отводится очень значимое место, с яблонями Авалона, с золотыми яблоками из садов Гесперид, с молодильными яблоками из корзины богини Идун, с молодильными яблочками, которые охраняют на дозоре братья, из русских народных сказок, а также с волшебным яблочком, которое катается по блюдечку с голубой каёмочкой и многими другими образами. Таким образом, вряд ли образ Яблочного Спаса, как и Медового, и Орехово-Хлебно-Холщёвого являются вторичными, а не первичными. Любопытно и то, что существует в русской мифологии такое поверье… В Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад Алконост-птица в женском облике и смахивает с крыльев живую росу. Все плоды на яблоне становятся целительными, они преображются, наполняются духовной силой и духовным светом, отсюда и праздник Преображенье.
А если учесть даже тот факт (ведь мифологические факты для большинства фактами не являются), что некоторые исследователи возводят появление такого древа как яблоня к железному веку, так как в яблоке очень много железа, то символ этого образа вошёл в разные культурные традиции многим раньше нежели установление христианской религии по крайней мере на Руси.

Читайте также...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *