Сознание алкоголика как психо-мифологический архетип. Архетипы сознаний.

Спи Ритус.  

Шарада.

Мёд-дем(он). 

Антоним-палиндром.

Пьяница ищет бога, а находит демона.

Алкоголик ищет свет, а находит тьму.

Ам-Рита.

Шарада.

Образ алкоголика в той или иной мере знаком абсолютно каждому русскому человеку. Почти что в каждой семье есть выпивающий или пьющий человек. Выпивание один раз в неделю приравнивается уже давно к бытовому пьянству, а уж если каждый день человек выпивает по рюмочке или по стопочке, то как бы он не прикрывался тем, что пьёт для здоровья, это совсем не так. Конечно же, можно вспомнить Филиппа Филипповича Преображенского из фильма «Собачье сердце», но та культура пития ушла, а на смену пришла совсем другая и она, нынешняя, является правоприемницей той, предыдущей, деградировавшей до уровня осоловевшего животного или разгневанного зверя, забывшего, что он человек, в котором живёт бессмертный дух.

Почему современный человек стал так много пить? Ведь пьют во всех странах мира. Пьют очень много. Качественный алкоголь — это неотъемлемая часть пятничного или субботнего ужина в каждой уважающей себя семье. А порой и каждый день на ужин человек пропускает бокальчик, а то и больше вина, кто-то рюмочку коньячку, кто-то стопочку водочки, кто-то пару бутылочек пива… Откуда у нас всех такая тяга к подобного рода расширителям сознания? Так как у меня нет цели описывать в этом тексте образ алкоголика, так хорошо известный каждому из нас, я немного поисследую мифологическую составляющую данной проблемы.

Когда человек выпивает, он ощущает лёгкость, радость, состояние как будто сродни божественному. Человек как бы получает белые/светлые/божественные эндорфины, божественное опьянение и чуть ли не просветление. Он как будто помнит о том, что природе души не присуща скованность, не присуща тяжесть, не присуща зажатость, гневливость, обмороченность. У него осталась глубоко сокрытая тяга к другому состоянию души, но так как в душу мало кто верит, действует человек соответственно звериному инстинкту — инстинкту, когда зверь перестал быть частью божьего мира, а превратился в злобного, одичавшего хищника, сбившегося с пути, загрызающего свою жертву.

Таким образом, это извращённая и вывернутая форма вхождения в состояние безостановочного движения, расширения сознания, углублённого видения, освобождения от угрызений совести, убирания блокирующих проблем, тяга к состоянию безграничности и несковыванию в действиях, тяга к льющемуся веселью, чтобы оно было как поток света, несущее радость — это есть тяга к бессмертию и телесному, и душевному. Ведь настоящий хмель, хоть и хмель, не равно производственный искусственный алкоголь — симулякр божественной амброзии. Это ситуативное временное состояние извращённого и демонического катарсиса, когда мнится, что ты окрылён, когда на время отпускает душевный груз, но когда опьянение проходит, груз наваливается ещё больше. Почему? Потому что большой вопрос, кто это всё пьёт? Человек или тот, кто к нему присосался, из раза в раз отравляя его своими смертоносными ядами. И те, кто пьют через человека, давным-давно изменили состав пития.

Что же такое алкоголь?

Существует огромное количество всевозможных теорий, касающихся происхождения понятия алкоголь. Одной из самых популярных является теория арабского происхождения. Слово алкоголь происходит от средневек. лат. alcohol, от арабского al-kuħl, «al» — артикль, «kuħl» — порошкообразная сурьма. С XVII века в европейских языках этим словом стали обозначать все продукты возгонки.

Мне видится, что это уход от сути. Мы намеренно не хотим смотреть за простую очевидность. Всё намного проще. Простое находится перед глазами, но скрыто в мире Зазеркалья. Слово алкоголь, который в скандинавских странах называется просто алко восходит к такому однокоренному ряду как: алкать — алчущий — лакать, а далее к следующим синонимам: хотеть пить — испытывать жажду — жаждать воды — искать влаги, но особой воды и особой влаги.

Теперь обращусь к происхождению одной из составляющих понятия современного алкоголя, а именно к понятию спирта. Мне, безусловно, ближе та его коннотация, которая напрямую связана с духовной составляющей. По М. Фасмеру spirit — то же от лат. Spiritus — «дыхание, дух, душа». Слово спирт возводят к spiritus vini (винус спирит) — душа или дух вина, винный дух — это название, которое дали алхимики. Spiritus vini — дух вина, созвучно Spiritus Sancti — Дух Святой, Святой Дух. Нашла в интернете очень ёмкую информацию по поводу того, что слово спирт возводят к 16 семантическим кустам:

1) веяние, дуновение; испарение; благоухание; ветер;

2) дыхание; короткое дыхание, одышка; до последнего вздоха, до самой смерти; испустить дух, умереть; не переводя дыхания, одним духом;

3) вдыхание;

4) вздох; не иметь ни одной спокойной минуты;

5) змеиное шипение;

6) воздух, вдыхать, дышать;

7) жизненная сила, жизнь, заплатить жизнью за что-либо;

8) душа, дух; пока в полном сознании, пока душа управляет телом;

9) личность, лицо;

10) настроение, образ мыслей; быть проникнутым общим настроением;

11) характер;

12) воодушевление, вдохновение;

13) мужество, энергия;

14) высокомерие, заносчивость, гордыня, возгордиться, зазнаться; царственное величие;

15) недовольство, озлобление;

16) придыхание, например произнесение фрикативного «г»=«хге».

Исходя из всех перечисленных семантических кустов мне видится, что понятие алкоголь включает в себя все из них и более того, относящихся к физиологическим, эмоциональным и личностным проявлениям.

В слове спиРИТус есть морфема РИТ, которая являемся основообразующей для других слов: РИТа, РИТуал, РИТорика и т.д. Забавно поиграть в шараду (шарада — это когда понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике, которая несёт в себе достаточно глубокий смысл: СПИ РИТУС = СПИ РИТА, СПИ РОТА, РАВНОВЕСИЕ, СПИ ИСТИНА, СПИ СВЕТЛЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПОТОК, ЗДРАВСТВЙ=БУДЬ В ЗДРАВИИ ДУХ, ПОХИЩАЮЩИЙ РАЗУМ, ГУЛЯЙ НЕРАВНОВЕСИЕ, БОДРСТВУЙ ВРАНЬЁ. Что по сути и происходит, когда человек принимает алкоголь. Шарада-забава как сказка-ложь, да в ней намёк…

Духовная составляющая на уровне тонкой материи, сродни природе нашей души, движет телесными воплощениями алкоголя также как и духом алкоголя. Недаром в разных духовных традициях так много богов, дарующих пьянящие напитки. Итак…

Квасир — бог мудрости скандинавской мифологии, возникший из забродившей слюны асов и ванов, которые совершили обрядовое смешение слюны в чаше при заключении мира. Возможно, изначально персонифицировал собой хмельной напиток, получаемый в результате процесса квашения (брага, пиво, квас). Когда Квасир был убит, то из его крови приготовили напиток, который назвали мёд поэзии. Каждый, кто хотя бы раз его пробовал, становился искусным скальдом (поэтом) или учёным, за что напиток был прозван мёд поэзии. Некоторые видят в Квасире «демона опьянения» и проводят аналогию между ним и Варуни (супругой Варуны), богиней опьянения в индуизме, которая также олицетворяла амриту – напиток божественной мудрости. Как и мёд поэзии из крови Квасира, Варуни является медовым напитком и называется излюбленным питьем Кришны Баладевы из Махабхараты, однако он явно противопоставляется суре, которая называется хмельной. Вероятно, оба напитка – мёд поэзии и Варуни – имеют одно протовещество, которое употреблялось богами или созданиями по уровню, превышающими возможности человека.

Квасура — славянский, русский бог.

Существует легенда, что богиня Лада повелела Квасуре вылить бочонок меду в котёл с водой, добавить хмель и выдерживать на солнце три дня, изредка помешивая. Он взыгрался, забродил, запенился. Процедил его Квасура сквозь шерсть и получил напиток о девяти силищах, истинный напиток богов, который наши праотцы выпивали в знак благости и общности с богами. Отсюда такая сила у меда и у напитка. Хмель – Растение и Бог. Имеет несколько ипостасей: 1. Растение, шишечки которого, в качестве природного консерванта, используют при приготовлении ритуальных напитков – пива, браги, мёда; 2. Бог Хмель, жених Сурьи, дочери Солнца. Подобен индийскому Соме и иранскому Хоме. (Шишечка хмеля символизировала «зарод», так как напоминала слившиеся лингам и йони). Сома часто упоминается в ведических писаниях, которые содержат много гимнов, восхваляющих его энергию или опьяняющие свойства. В индийской и иранской традициях Сома персонифицируется как Дивный Бог, напиток, растение. Так, в образе сомы заключено триединство. Сома даёт тепло и духовное возбуждение. Сок сомы смешивали с молоком и мёдом прежде, чем выпить.

В Литве существует сразу три бога пива и пивоварения — Ragutis, Raugupatis, Ragutiene. Ragutis и Ragutiene — бог и богиня пива. А Raugupatis является богом брожения. Бог, богиня и их детище. Если прочитать морфему ragu- наоборот, то получается угар, жар. А если читать морфему rag-, не переворачивая, то получается раг- или раж. А состояние жара и ража очень характерно для опьянённого человека.

Богиня Варуни — это одно из сокровищ, добытое сурами (иногда их называют богами верхнего мира; здесь сурами вод океана) и асурами (тёмными богами нижнего мира, гигантами) при пахтанье океанских вод, смешанными с соками трав и деревьев, сначала превратившимися в молоко, затем сбившиеся в масло, а затем стали появляться разные сокровища и одним из них была Варуни — дочь морского царя. Она держала в руках чашу с пьянящим зельем, сурой. С тех пор те, кто принял суру (веселящее зелье), зовутся сурами, а их братья, отвергшие его, — асурами (не принявшими суру). Возможно, имена суры и асуры были задолго до сего действа. А возможно, и нет. А.В. Колтыпин пишет на своём сайте: «Сура (Варуни) – богиня хмельных напитков. Варуни – вино, символ любви, благодати и блаженства. По словам Меру-тантры, 20.78, «тот, кто пьёт вино, достигает освобождения при жизни». А также Сура (Варуни) – символическое изображение воздействия вина на организм нового человека в новых условиях. Раньше, при наличии водно-паровой оболочки от вина не пьянели из-за большего давления атмосферы. После пахтанья океана люди узнали, что такое пьянство (освобождение при жизни)». В последствии образ Варуни стал олицетворять собой в одном лице и супругу бога Варуны, и очищающий нектар бессмертия — амриту, и пьянящую суру, и форму Ваджраварахи/Ваджрайогини/Алмазная Веприца (дакиня-небесная странница недвойственной мудрости, в аспекте перехода невежества в просветление), и опьяняющий напиток, и пьяную женщину.

Также при пахтанье океана вышел из вод Дханвантари — частичное воплощение проявления Вишну, бог врачевания и исцеления, создатель Аюрведы, неся в руках драгоценную чашу с напитком бессмертия — амритой. А.В. Колтыпин пишет на своём сайте: «Дханвантари – символическое изображение отделения души от тела. После пахтанья океана изменилась физиология людей (и других живых существ?). Отныне жизнь стала скоротечной, но компенсацией за это стало построение живых организмов из двух субстанций – смертной плоти и бессмертной души. Амрита – символическое изображение бессмертия, проявленного в существовании у людей бессмертной души и цикла перевоплощений».

Бог Браги — один из небесных богов-асов в скандинавской мифологии. По преданию Браги, это бог–скальд, бог поэзии, играющий на арфе. Его мать-великанша — хранительница мёда поэзии. Его женой была прекрасная Идун — богиня вечной юности, дочь карлика Ивадьди. Идун — хранительница молодильных пенистых яблок. Почти хмельных яблок, от вкушения которых зависела вечная юность богов.

Миф о свящённом мёде мудрости связан с именем бога Одина. Священный мёд символизирует экстатический источник как мудрости, так и обновления как жизненных, так и магических сил, но он не обладает омолаживающей силой, подобно амрите, хотя по силе равен ей. Менее сакральным напитками являются пиво и брага. Пиво означало вообще питие, любой напиток. Это слово родственно с глаголом «пить» и восходит к индоевропейскому корню pi- (санскр. — pivami, pitis, лат. bibo; алб. — pine).

Это был очень короткий экскурс в ту часть мифологии, в которой речь идёт о божественном опьянении, мёде поэзии, открытом состоянии сознания, которое уже в те времена требовалось созданиям по уровня и развитию превосходящим нас на порядки.

Кто-то возводит амриту, сурью, амброзию, божественный нектар, сому, хому, мёд поэзии, брагу, пиво, хмель, меда, квас к духовной интоксикация сознания, а кто-то — к духовному приливу сил скальдов и богов. Большинство современных учёных-исследователей и в том числе культурных антропологов, этнографов, фольклористов, филологов и др. воспринимают тексты на все эти темы не более чем культурное наследие той нации, традиции которой они изучают. Но вряд ли какая-либо нация будет создавать, передавать, сохранять такое количество мифов, сказаний, преданий и т.д ради баловства. И обычный человек, прошедший, сам того не ведая, сепарацию души от тела всеми возможными и невозможными для него способами стремится к единению с тем высшим началом, которое он ощущает всеми фибрами своей души, даже когда проклинает бога или хулит Святой Дух.

Возможно, всё это можно отнести к понятию любительской филологии или народной этимологии… Замечу, что словарь М. Фасмера многие признанные маститые филологи и лингвисты рассматривают именно в контексте любительских филологических изысканий и народных этимологических зарисовок. И что любопытно, именно на него и ссылаются. А что есть научная филология или научная лингвистика как не любительская? Ведь что учёному открывается, то учёный и транслирует. И так в любой отрасли науки. Не более того. И быть уверенным, что звание даёт право утверждать силу научных догм — это вещание из отравленных раструбов медных труб забвенной души, которую в свою очередь ищут все, а также и выпивающие или пьющие маститые учёные.